"));
Home Библиотека Безопасность Лучшее из Cross Country. Ivo Blochliger обдумывал смысл жизни и крепость Дайнемы…
Лучшее из Cross Country. Ivo Blochliger обдумывал смысл жизни и крепость Дайнемы… PDF Печать Email
Автор: Силенко Владимир

Опубликовано в Cross Country 103
Перевод Андрей Витченко.

Швейцарец Ivo Blochliger будучи подвешенным на крутом склоне за три стропы, обдумывал смысл жизни и крепость Дайнемы…

10301.jpg На 9 октября 2005 года был прекрасный прогноз, Ivo Blochliger с группой приятелей Швейцарских пилотов направились в Leysin, один из тех редких курортов, до сих пор открытых в позднюю осень. Планировалось полетать в последних в этом году термиках и возможно приземлиться на Tour d’Ai, плоскую поверхность расположенных на впечатляющих известняковых утёсах.

«Я первый взлетел с вершины Berneuse,»- говорит Ivo. «Ветер дул вполне прямо с северо-востока, мы развлекались винговерами, касаниями склона и зависанием прямо перед стартом, подразнивая других пилотов, спокойно готовящихся к старту ниже нас. К сожалению зона выдувания была очень маленькой достаточно было четырём из нас взлететь, как создавалось впечатление столпотворённости и поэтому я улетел в сторону на посадку в Leysin.

10303.jpg

Не довольствуясь этим малым, пока ещё безопасным полётом Ivo вскоре вернулся на старт в ожидании продолжения. «В это время термики стали сильнее и трём из нас удалось подняться выше и даже перейти со старта в Berneuse к Tour d’Ai. Приближаясь к гребню мы быстро обнаружили поток, выпарили к вершине и попробовали приземлиться на травяную поверхность вершины. Счастливые, будучи первыми пилотами в этот день, которые смогли перелететь и сесть на вершине, мы любовались пейзажем, что то пили и одевали более тёплую одежду, готовясь к вечеру. Условия обещали быть даже лучше, чем были». 10304.jpg

Посадка на вершину всегда сопровождается риском усложнённого или даже невозможного последующего старта. Условия могут измениться и положение может стать затруднительным, а воздушный поток вокруг Tour d’Ai знаменит своей переменчивостью. Превалирующий северо-восточный ветер и термики, поднимающиеся вверх от огромных известняков, образующих крутой откос на северо-западном склоне, делают старт более рискованным, чем обычный. Друзья Ivo смогли стартовать в момент полного затихания ветра, оставив Ivo одного ожидать своего момента для старта. «Каждый раз, как только я раскладывал купол фронтально, ветер задувал сзади и сворачивал купол к моим ногам», говорит Ivo .«Я устал от этой игры и вместо того, чтобы выждать момент затихания я начал играть с парапланом, в надежде, что я смогу упросить его подняться над моей головой и сделать шаг по направлению к краю обрыва. Ничего удивительно, что это не работало, однако так проходило время и мне нравилось играть с крылом. На расстоянии около 10 метров от крутого обрыва я попробовал ещё раз поднять крыло. Параплан поднялся медленно и как бы нерешительно колеблясь, а затем пронёсся со свистом; он буквально выпрыгнул в воздух. Внезапный поток воздуха оторвал меня от земли и до того момента как я смог контролировать ситуацию я оказался над обрывом с парапланом над головой но едва ли летя". 10302.jpg

Каждый, кто хотя бы раз побывал в такого рода ситуации, находясь между жизнью и смертью, потом рассказывают как медлено течёт время в такие минуты, а порой оно просто останавливается. Люди часто помнят всё до мелочей, как они реагировали, и что крыло делало каждую милисекунду в такой период кажущейся внезапно укорачивающейся жизни. Звуки, запахи, необычные цвета и формы, всё ловит взгляд в течение этого периода экстрасенсорного восприятия, выжигая глубокие образы в памяти, стимулируя мысленный поток впитать настолько много информации, насколько это возможно за этот короткий период времени. Что же касается Ivo, то он нам рассказал другую историю.

"После двух витков в негативе я жёстко приложился к склону и почувствовал, как больно хрустнуло моё левое запястье. Я не представлял, что происходит с парапланом, однако он каким то образом снова летел, я же был в хорошем твисте и не мог им управлять. Мой первый животный инстинкт подсказывал, что немедленно надо выйти из твиста и попытаться вернуть контроль в направлении полёта. Однако, до того как я успел что либо предпринять, буквально через мгновение, более волнующий исход промчался у меня в голове как стремительный поезд, поглотив первую проблему и мгновенно наполнив меня благоговейным страхом. Если я не могу контролировать крыло и я лечу в глубоком твисте, в правом вращении, совсем близко от склона, несомненно вопрос только во времени, которое у меня осталось до столкновения с ....... 10305.jpg ."

Инстинктивно Ivo потянулся к спасательному парашюту. Удачный бросок, быстро замедлил скорость снижения, однако было уже поздно, и неспособный остановить снос парашюта, Ivo с грохотом и тяжело рухнул опять на склон. «Я почувствовал, что скольжу вниз по стене с вполне приемлемой, небольшой скоростью снижения», расказывает Ivo. «Автоматически, я выставил ноги вперед и начал бежать вниз по стене как будто я скалалаз и спускаюсь на верёвке. И всё шло довольно таки неплохо и мне даже стало интересно, смогу ли я сохранить такое движение по стене до самого подножия склона, как вдруг правая консоль моего крыла кончиком зацепилась за острый выступ. Моя первая реакция была отрезать стропы и продолжить моё необычное, но спасительное снижение (на парашюте, прим. переводчика) . Но через мгновение, пока я обдумывал все плюсы и минусы этой идеи, я понял, что только что упустил свой шанс. Будучи ненагруженним, спасательный парашют погас, и быстро сполз вниз, уныло повиснув подо мною. Перспектива успешного спуска теперь вырисовывалась весьма скудно. Я постарался зацепиться и повиснуть на склоне, но с поломанным запястьем попытки были тщетны. Взамен я замёрз, стараясь двигаться как можно меньше. Я был испуган тем, что любое моё движение будет подтачивать те три стропы, за которые я был подвешен. Всё что я сейчас мог делать это висеть достаточно долго в ожидании прибытия спасателей».

Ivo возможно висел в труднодоступном месте для того чтобы его могли спасти, но как минимум он знал, что кто то обязательно прийдёт. Инцидент видели не только несколько пилотов, парящих вокруг него, а и группа туристов находящаяся под ним, он также был в поле зрения знаменитого ресторана Berneuse, цельностеклянного вращающегося здания, которое было заполнено посетителями в этот воскресный полдень. Ivo знал, что его нелепая выходка будет причиной одного или двух звонков в службу спасения. На самом деле REGA (Швейцарская служба экстренного спасения) получила более двадцати звонков от обеспокоенных туристов в те первые минуты трагедии.

«Затем мне стало интересно, что мне следует делать, если я начну падать снова,» продолжал Ivo. «Я знаю что если стропы порвутся, у меня будет всего несколько секунд, чтобы оттолкнуться от склона насколько можно дальше, и падать таким образом, чтобы спасательный парашют мог снова наполниться. Я начал думать о своей жизни. Размышляя над событиями, которые привели меня сюда и что другое я бы мог бы сейчас иметь, мой мозг желал это знать. Мои парапланерные каникулы в Греции почти без сомнения будут отменены. И моё новое крыло превратилось в тряпьё. В конце концов это конец, а не начало парапланерного сезона. Вид отсюда на Женевское Озеро был потрясающий. Возможно мне следует сделать несколько фотографий?» 10306.jpg

В течение 20 минут Ivo висел без движения. Воздух был неподвижен и солнце грело его спину. Затем внезапно порыв нисходящего потока соскользил мимо него вниз по склону. Опускаясь, поток наполнил висящий внизу спасательный парашют и потащил его медленно но уверенно, снимая с ненадёжного насеста.

«Я почувствовал как спасательный парашют тянет меня и уровень моего адреналина начал подниматься. Ситуацию ухудшало то, что левая консоль крыла наполнялась ниже меня, окутывая стропы вокруг головы. Инстинктивно я постарался втянуть голову как можно глубже в комбинезон, дабы избежать гильотинирования в случае падения. Я слышал приближающуюся помощь. Всего десять минут или чуть более того и этот кошмар закончится. Затем ветер изменился. Сила, тянущая меня вниз прекратилась и меня потащило в сторону от стены. Восходящий поток приподнял спутанный клубок строп с моей головы. На какой то миг я вздохнул с облегчением, однако я понимал, что хотя я и могу чувствовать себя более комфортно без пучка строп вокруг шеи, моё положение, на самом деле всё ещё оставалось неважным. Термик становился всё сильнее и сильнее, угрожая отцепить те несколько строп, которые удерживали меня на месте. Затем внезапно, это как удар в живот, мои внутренности опустились, и я почувствовал, что снова потерял опору».

Очевидцы в медленно вращающемся ресторане Berneuse затаили дыхание, а воскресные отдыхающие на пикнике подавились их сендвичами в тот момент, когда радиостанция спасателей разразилась криками "Он упал!" Порвавшись, крыло освободилось от острого выступа склона, Ivo качнувшись как маятник, начал падать в направлении спасательного парашюта. 10307.jpg

Его мысли? "Я счастлив, что более не подвешен". Поразительно, но несмотря на трудности Ivo "стартанул" лучше, чем в тот первый раз. Параплан наполнился как только он пролетел мимо парашюта, затем наполнился парашют, и внезапно Ivo почувствовал мягкое снижение на каменистую осыпь.

"Не считая моего левого запястья и нескольких небольших ушибов на ноге, я был вполне невредим. Хотя запястье было повреждено серьёзно и требовало сложной операции. Тем не менее, у меня хорошие шансы на полное выздоровление. Часто люди меня спрашивают, а буду ли я летать снова. Это нормально, когда люди, не знакомые с парапланеризмом полагают, что парапланеризм это только адреналин. Но мы то понимаем, что не только.... Это и удовольствие от парения в небе, и путешествие с птицами, и избавление от каждодневной рутины. Я отвечаю им, что это как любовь; лишь только потому, что у вас был печальный опыт, вовсе не означает, что вы не собираетесь попробовать снова." 10308.jpg

Но сделал ли Ivo выводы из случившегося?
"Хорошо, после исключительного сезона, в котором я побил все мои персональные рекорды и даже часть рекордов нашего клуба, я ещё очень далёк от самоуверенности," размышляет он.

"В результате я заплатил цену. Впредь, я собираюсь летать с воображаемыми друзьями, которые новички по сравнению со мной. Я собираюсь дать им всем хороший совет и затем этому же совету следовать самому."