Home Библиотека Безопасность Приоритеты, тактика и удовольствие
Приоритеты, тактика и удовольствие PDF Печать Email
Автор: Силенко Владимир   

У чаек не возникает проблем, когда они летают десятками в одном потоке. Но мы, увы, не чайки...

Даже летая в динамике, мы вынуждены одновременно отслеживать массу вещей: траекторию полета, положение спутных струй и турбулентности, расстояние до рельефа... Иногда приходится принимать совсем неочевидные решения. Но, четко удерживая в голове план полета и придерживаясь одних и тех же приемов расхождения, можно сильно упростить жизнь себе и другим. Для начала вспомним известные всем правила расхождения. Потом мы увидим, что их можно немного модифицировать для облегчения полетов в группе. Автор статьи уверен, что эта информация особенно пригодится пилотам, имеющим 200 и`более полетов... - так что не спеши перелистнуть эту страницу, даже если чувствуешь себя совсем крутым?


Каковы приоритеты при полете в динамике? Вдали от рельефа надо расходиться левыми бортами. Возможно, ты слышал об этом уже много сотен раз, но все равно запомни это хорошенько: в один прекрасный день это правило может спасти жизнь. Но что делать вблизи рельефа?

Правила воздушного движения

ДВИЖЕНИЕ НА ВСТРЕЧНЫХ КУРСАХ: приоритет у пилота, находящегося СЛЕВА от рельефа. Пилот, находящийся справа от рельефа, обязан маневрировать так, чтобы другой пилот мог заранее предвидеть его маневры и не заставлять его прижиматься к склону. Естественно, при этом "неприоритетный" пилот может и вывалиться из динамика... но лучше потерять немного высоты, чем приводить других в паническое состояние!

ОБГОН: приоритет у БОЛЕЕ МЕДЛЕННОГО параплана. "Быстрый" пилот обязан следить за скоростью сближения и расстоянием между собой и другими. Возможно, ему придется совершать лишние виражи и много работать скоростью, но в любом случае обгон должен совершаться только при движении вдоль склона, а не на развороте. Иначе "медленный" пилот будет вынужден ждать, пока более быстрый завершит разворот, а сам будет не в состоянии совершать какие-либо маневры. Причем это правило работает "в обе стороны", как при полете слева от рельефа, так и при полете справа от него. Не существует приоритетного направления для обгона. Во всяком случае, при обгоне обгоняемый пилот должен иметь свободу маневра, возможность совершить разворот, когда ему того хочется, и маневры обгоняющего не должны заставлять обгоняемого прижиматься к рельефу. Обгоняющий может лететь и выше, и ниже обгоняемого с достаточным для безопасного маневрирования запасом высоты. Крайне неприятно, когда тебя обгоняют "вдруг", или когда чужое крыло выныривает у тебя прямо из-под ног, особенно в термиках. Если ты летишь ниже, то это не значит, что можно упираться парапланом в чужие ноги, хотя выше летящий пилот, и обязан за тобой следить. Сейчас, когда использование акселератора перестало быть крайним средством, обгон может происходить из любой позиции, даже неочевидной.

ДВИЖЕНИЕ НА ВСТРЕЧНЫХ КУРСАХ С ПЕРЕСЕЧЕНИИ ТРАЕКТОРИЙ: это происходит постоянно при парении в динамике вдоль склона или хребта. Допустим, А и В (я не имею в виду никого конкретно!) летят с постоянной скоростью вдоль хребта, оставляя его СЛЕВА. Когда А доходит до границы динамика, то, развернувшись обратно, он сразу же прижимается к склону, чтобы разойтись левым бортом с В, который летит вперед, как ни в чем не бывало. Никаких проблем. Если же склон находится СПРАВА от парящих, то все сложнее. Совершив разворот, А обязан отойти от склона, чтобы пропустить В. И хорошо, если В "держит" такое расстояние до А, чтобы оказаться внутри виража, который А делает на границе динамика! Вообще, держаться ВНУТРИ виража, совершаемого другим пилотом, - хороший метод расхождения в динамике, который слишком слаб, чтобы постоянно отходить от рельефа.

Хуже когда А и В не следят за дистанцией. Допустим, А собирается сделать разворот с таким расчетом, чтобы не помешать В. Но... слишком медленный вираж или простая ошибка глазомера - и сразу после разворота А оказывается летящим В влоб. Приятного мало! В данном случае В обязан либо лететь достаточно далеко от А, чтобы иметь возможность спокойно разойтись левыми бортами, либо совсем рядом с А, чтобы всякий раз оказываться ВНУТРИ виража, который А совершает на границе потока. Как видно из этого примера, можно заработать порцию адреналина, соблюдая все правила расхождения, но не умея предвидеть маневры других.

Еще одна малоприятная ситуация. Допустим, А (не очень опытный) совершает вираж с намерением прижаться к рельефу. Например, потому, что там есть термик, или потому, что он имеет приоритет на этом маневре, или просто потому, что он привык рассчитывать на опыт других. А более опытный В спокойно относится к маневрам, совершаемым А у него под носом. В результате А получает свой адреналин. Вроде бы никаких ошибок... но в данном случае неправ В.

Вывод: не надо оценивать "на лету" опыт других пилотов или пытаться как-то предвидеть их траектории, они тоже могут "предвидеть" или "оценивать" в то же самое время. Твоя траектория должна быть очевидной для других, они не должны ломать себе голову над тем, что ты вытворишь через секунду. Если при полете, справа от рельефа все маневры очевидны, то при рельефе слева тактика расхождения двух парапланов определяется расстоянием между ними. Если ты хочешь оказаться внутри виража у другого пилота, лети все время рядом с ним. Или, наоборот, лети настолько далеко от него, чтобы дать ему возможность развернуться, когда и как он хочет.
В принципе, есть еще одна интересная возможность:

ПОЛЕТ БЕЗ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. Да, это возможно! Для этого достаточно совершать разворот всем одновременно. По крайней мере, ДВА параплана могут парить в такой технике неограниченно долго. Особенно приятна такая тактика в слабом динамике. Также она хороша для тех, кто только приобщается к парению и боится пересекать траектории других пилотов. В принципе, это работает даже "в толпе", если все пилоты имеют достаточный опыт. Летая вдоль склона, они используют обычные правила расхождения, а на краю динамика вращаются все вместе. Люкс! Необходимое единственное условие - всегда держите дистанцию, чтобы не "подрезать" других во время общего вращения. Особенно внимательным надо быть, когда ветер дует не строго в склон, и истинные у летящих слева и справа от рельефа оказываются разными.

Два слова о заходе на посадку.
Известно, что при заходе приоритет всегда у летящего ниже. Значит, ничто не мешает ему сделать пару-другую виражей или сложить уши. С одной стороны, это облегчит верхнему жизнь, особенно если качество его крыла ниже, с другой - уменьшит запас высоты у нижнего, что полезно при посадке на ограниченную площадку.
Пусть все эти советы станут для тебя "правилами хорошего тона" при полетах в динамике. И себе приятнее, и другим меньше риска!

Жерар Делорм (Gerald Delorme)

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)