Home Библиотека Статьи Асимметричка
Асимметричка PDF Печать Email
Автор: Силенко Владимир   

Назарук Анна

В принципе, это был уже не первый асимметричный подворот крыла у меня, но в первый раз я не успела ничего понять и прочувствовать. Так что бакотский можно с полным правом считать первым.


С чего начать, не знаю. Наверное с того, какое впечатление на меня произвело само место. Приехали. Как-то сразу стало страшно, ведь я нигде кроме Ходосовки и не летала (еще не до конца верю в то, что я это пишу). И мои опасения усугубились тем, что были небезосновательны – посадка не из легких для учлетов типа меня.

Поначалу ветер был слишком сильным, так что я получила отсрочку у Володи. Только начала было собираться с мыслями и настраиваться. И вдруг: “Аня, сколько можно греться, пора летать”. Первый полет был ничего, все в принципе под контролем, изредка инструктор переставал со мной разговаривать, но появлялся каждый раз, как был нужен совет. Села тоже ничего, нормально. Решила немного погулять, и снова в бой!

Второй взлет… Перед стартом Володя сказал: “Твое основное задание – набирать высоту, и еще: плохая привычка жужжать на ухо”. Так что я сразу поняла, что буду по большей части предоставлена сама себе. Поняла-то поняла, только вот не осознала.

Взлетела и сразу занялась инструкторским заданием. Где-то поднимает, где-то опускает. Кручусь понемногу. Судя по тому, что еще не ниже уровня горы, в среднем набираю высоту. Пытаюсь даже соображать: если на одну сторону качнет (опускает), переносим вес на противоположную – там, где выше. Все хорошо, привыкла к тому, как качается колыбелька, радио молчит, клевки отлавливаю через один, периодически устраивая “веселые качели”. В общем, все неплохо…

Лечу. Склон – слева от меня, если не ошибаюсь. Понимаю, что скоро конец восходящего потока и надо будет поворачивать направо. Готова к этому, даже понемногу начала переносить вес. Меня кидает налево, переношу полностью вес направо, и сердце начинает колотиться, как сумасшедшее: слышу сквозь шлем, капюшон и шум ветра легкий шорох над головой! Поднимаю глаза – асимметричка! Тогда я бы и имени своего не вспомнила, не то что этого слова. Истерично прокачиваю левую сторону, она наполняется, и я продолжаю лететь. А ноги и руки продолжают труситься.

В голове мелькает мысль: “Хочу домой, на землю”. Вспомнила, что Володя говорил: “Хочешь сесть – помахай ногами”. Махаю, махаю – рация молчит. Он меня наверное не видит!!!

А мой мудрый учитель просто знал, что от испуга садиться нельзя. Да я и сама понимаю, и тогда понимала, что если сяду от страха, взлететь снова будет сложно.

Продолжила полет, и через пять минут все стало так, как было прежде. А дальше было сдувание, посадка на ушах, приземление в карьере спиной вперед,… но это уже другая история.

То, что происходит с человеком, конечно важно для него, но важны также и выводы, сделанные им. Мои выводы не есть откровениями, однако для меня они полезны.

Итак, первый: не расслабляйся! Выражает всем известное выражение – с небом надо быть на “Вы”. Звучит немного заезжено, но совершенно правильно. Не стоит думать, что полет – это прогулка по парку, что ты можешь отвлечься на посторонние мысли, а потом как ни в чем не бывало вернуться.

Второй вывод такой: все предвидеть невозможно – не будь самоуверенным, а следовательно, смотри вывод первый. Условия во время полета меняются постоянно, причем факторов, влияющих на них, чертовски много, поэтому, как по мне, трудно практически точно их просчитать. В науке для этого используются статистические методы. Но ведь в полете тебя не интересует среднее значение или вероятность, для тебя важна данная конкретная ситуация, твоя безопасность.

Третий: нельзя сосредотачиваться на одной возможности – будь готов ко всему. Оставь себе свободу выбора в каждой ситуации. Как учат в восточных боевых искусствах рассеянному вниманию, при котором ты не сосредотачиваешься ни на чем конкретно, поэтому видишь все. Вот так и пилоту надо думать не об одном варианте, а помнить все известные и еще неизвестные.

Выводов, конечно, можно делать еще больше, конкретизируя и углубляя тему. Но кроме выводов, появилось и множество вопросов: могла ли я избежать этого? Возможно ли вообще всегда предупреждать неприятные ситуации или же бывают случаи, когда надо бороться с последствиями? И, наконец, смогу ли я справиться с этим?

Единственное, что еще осталось добавить – это то, что я не забуду этого случая, хорошо запомнила ощущения и надеюсь, не пропущу их в будущем. Ведь они должны не пугать меня, а наоборот радовать – есть потоки!

P.S. От Airclub. Первый Ваш опыт, самый ценный! Во первых он Ваш, и только Вы сами, можете его приобрести!!! По началу асимметрички крепко пугают, с налётом станет штатной ситуацией, потом вообще перестанете обращать внимание, а мастерство, когда пилот упреждает сложения активно пилотируя, не позволяет сложиться крылу. Чтобы ЛЕТАТЬ, надо летать в термичку от простого к сложному. Радуют выводы, правильные.

Постепенно, постоянно к мастерству. Владимир.

 

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)