Home Библиотека Книги Мечта летать (Волков И.В.) - Глава 7. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО.
Мечта летать (Волков И.В.) - Глава 7. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. PDF Печать Email
Автор: Силенко Владимир   
Индекс материала
Мечта летать (Волков И.В.)
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩИХ СИСТЕМ.
Глава 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Глава 3. СНАРЯЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
Глава 4. АЭРОДИНАМИКА И ДИНАМИКА.
Глава 5. ОСНОВЫ АЭРОЛОГИИ.
Глава 6. МЕТЕОРОЛОГИЯ.
Глава 7. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО.
Глава 8. ОПАСНЫЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА ПАРАПЛАНА.
Глава 9. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Глава 10. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Все страницы

ГЛАВА 7

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО.

«Помните, что каждый из вас является командиром воздушного судна…» (из напутствий пилотам-парапланеристам)

 

В контролирующих органах с большим недоверием и опаской относятся к парапланам. И не зря. Параплан, особенно с мотором, является очень мобильным летательным аппаратом. Для взлета и посадки можно использовать любой пятачок земли, включая лесные просеки и дороги. Параплан с трудом фиксируется радарами, и это сводит практически к нулю возможность контроля за полетами.

Подобная неуловимость делает параплан идеальным средством для всевозможных хулиганских выходок. Во Франции все началось с весельчаков, забрасывавших машины краской. Власти приняли меры - все пилоты летают с огромными номерами на крыле. Педантичные немцы вообще решили, что лучший выход - все запретить. И теперь немецкие пилоты вынуждены летать во Франции.

Вы, наверное, догадались, к чему я веду разговор? Не хулиганьте в воздухе. Не раздражайте власти своей неуловимостью.

Не вы, так кто-нибудь другой попадется и будет по полной программе отвечать за несанкционированные полеты.

Как летать по правилам? Какие документы необходимы? В этой главе я постараюсь ответить на эти вопросы.

Все полеты в России находятся в ведении Федеральной Авиационной Службы (ФАС). ФАС - звучит несколько по-собачьи. Примерно так и относятся некоторые инспекторы этой службы к парапланам. Парапланеристы отнесены к сверхлегкой авиации и по новому российскому законодательству должны иметь лицензию пилота и документы на воздушное судно. Некоторые из них (паспорт, страховки, сертификат соответствия) имеют смысл, но всю груду бумаг получить малореально и безумно долго. Обидней всего, что ФАС так и не выработала реальную процедуру получения документов, и пока непонятно, кто и как будет проверять квалификацию пилотов.

В общем закон есть, выполнить его невозможно, а летать хочется. Пока в верхах утрясаются процедуры, клубы и пилоты продолжают летать по документам и правилам, созданным еще во времена ДОСААФ. Фактически все пилоты являются нарушителями, а где есть нарушения, там и появляются всевозможные инспектора с тонким намеком в глазах: «Летайте, летайте, но и мне чего-то дайте». Такая ситуация сложилась в одном из дальневосточных городов, и очень обидно, что ребятам режут крылья неработающим законом.

Клубные полеты

Как бы то ни было, но на сегодняшний день реально работает клубная схема организации полетов. Полеты проходят на дельтадромах (парадромах), и проводятся согласно действующему «Наставлению по проведению полетов». На полетах должны присутствовать:

- руководитель полетов;

- инструкторы;

- врач.

Перед полетами все пилоты должны пройти соответствующую наземную подготовку. Она состоит из теоретической подготовки, тренажей, подготовки к полетам и разбора полетов.

Полеты осуществляются согласно плановой таблице. Руководитель полетов следит за метеоусловиями, состоянием воздушного пространства и общей организацией полетов. Он единственный, кто разрешает взлеты и полеты. Инструкторы дают задания на полеты и отвечают за вверенных им пилотов. Подобная схема обеспечивает необходимую безопасность и работает на всех серьезных дельтадромах.

Летные документы.

Я знаком с их следующими разновидностями:

1. Летная книжка. В нее заносятся все сведения о пилоте. Соответствующие разделы содержат информацию о квалификации пилота, допусках к разным видам полетов, сданных зачетах и экзаменах, текущему и годовому налету, участию в соревнованиях.

2. Национальная лицензия (лицензия пилота). Есть во многих странах. По смыслу и содержанию напоминает водительские права. В России подобный документ должна выдавать ФАС. Но как и когда, пока не ясно.

3. Клубная лицензия. Имеет тот же смысл, что и национальная, но выдается в клубе и действует в пределах клуба или сообщества клубов.

4. Международное квалификационное свидетельство. Действует совместно с национальной лицензией и подтверждает вашу квалификацию согласно международной системе Para-Pro

5. Спортивная лицензия ФАИ (Международная Федерация авиационного спорта). Такой лицензией обладают пилоты, достойные защищать интересы страны на международных соревнованиях высшего уровня. Представителем ФАИ в России является национальный аэроклуб.

Обычно, после обучения в школе пилоты получают летную книжку и клубную лицензию. Для того чтобы летать на дельтадромах СНГ, вам вполне достаточно иметь летную книжку и паспорт на параплан. По приезду на дельтадром вы обязаны:

- Написать заявление на имя начальника дельтадрома с просьбой разрешить вам полеты.

- Предъявить летные документы.

- Предъявить страховой полис.

- Изучить и соблюдать инструкцию по правилам проведения полетов на дельтадроме.

- Некоторые пилоты заявляют «Все это сложно, запутано. Вы придумали эти правила - вы их и соблюдайте, а мы будем летать, как хотим». Пожалуйста, летайте. Но только там, где вы одни. Летая в группе вы обязаны соблюдать правила полетов. Анархия неизбежно приводит к столкновениям в воздухе и другим ЧП. Каждый пилот хочет быть уверен, что вокруг летают компетентные коллеги, и они не будут таранить его параплан.

Правила воздушного движения.

В авиации действует система приоритетов. Согласно этой системе, моторные летательные аппараты (ЛА) уступают безмоторным.

В классе безмоторных менее скоростные и маломаневренные аппараты имеют преимущество. Получается следующая иерархия: планеры - дельтапланы - парапланы - воздушные шары. Как видите, дорогу парапланам уступают практически все. Однако, если полетите на параплане с мотором, то станете моторным ЛА и будете уступать дорогу всем безмоторным.

При встрече однотипных ЛА преимущество имеет тот, кто ниже, так как верхний пилот имеет лучший обзор и большую свободу маневра.

На встречных курсах ЛА расходятся левыми бортами. Если встреча происходит у склона, то тот, у кого склон слева должен уступить дорогу (его коллега не может повернуть в склон). Исключение из этого правила может наблюдаться при сильно боковом ветре. В этом случае пилоты «жмутся» к склону при встречном ветре и при совместной договоренности могут изменить порядок расхождения.

 

 

На пересекающихся курсах действует автомобильное правило помехи справа. Тот, у кого помеха справа, должен повернуть налево и перейти на параллельный курс. Поворот направо запрещен, так как аппараты могут оказаться на встречных курсах с опасной скоростью сближения.

При работе в термических потоках действует правило вежливости: входящий в поток должен крутить ту же спираль, что и остальные пилоты. В этом случае аппараты никогда не окажутся на встречных курсах. Бывают случаи, когда неопытный пилот входит в поток и становится в противоположную спираль. Если пилот был ниже, то по правилам он имеет преимущество, и остальные пилоты вынуждены перестроится.

 

Правдивая история: На Кубке Домбая 97 группа из 7 пилотов и одного орла аккуратно обрабатывала поток. Сергей Капустин подкрался к пилотам, встал в противоположную спираль. Повинуясь правилам и «упоминая» Сергея, группа перестроилась. Видя такую слаженность, местный орел задумался и, важно качнув крыльями, тоже поменял направление спирали...

И, наконец, самое главное. Правило «трех Д»: Дай Дорогу Дураку. Если вы видите непонятного пилота и не уверены, что он уступит вам дорогу, уступите ему. Может, он запутался в правилах или просто не знает их. Лучше потерять высоту и приземлиться, чем столкнуться с НЛО (неосознанно летающим объектом)

Правдивая история: В вечернее «молоко» на горе Клементьева вылетает множество «чайников», лишь примерно знакомых с правилами полетов. Добрые инструкторы напутствуют: «если что, кричи: - я чайник! - пропустят». Так и расходятся в немыслимых кренах аппараты под крики пилотов: «я чайник», - « я тоже».

О воздушном пространстве.

Все воздушное пространство делится на:

1. Контролируемое воздушное пространство.

2. Неконтролируемое воздушное пространство.

3. Воздушное пространство с особым статусом. В контролируемом воздушном пространстве расположены воздушные коридоры, зоны аэродромного контроля, области терминального контроля. В этом пространстве идет активное движение ЛА, обслуживаемое диспетчерскими службами аэродромов. Естественно, парапланы к этим ЛА не относятся.

Неконтролируемое воздушное пространство - радость парапланеристов. Если пространство «ничье», то по согласованию с соответствующими ведомствами в нем можно организовать полеты парапланов.

Воздушное пространство с особым статусом включает в себя запрещенные зоны, регламентируемые зоны, опасные зоны, зоны аэродромных циркуляции. Залетать во все эти зоны парапланам запрещено.

Итак, для полетов остается неконтролируемое воздушное пространство. Как его найти? Как получить разрешение на полеты? Непонятно. В России процедуры для СЛА пока только формируются, а пилоты летают «по огородам» на свой страх и риск.

Внимательно ознакомьтесь с местностью, где летаете. Не секрет, что многие парамотористы с удовольствием летают в окрестностях своей дачи. Учтите, что рядом легко может оказаться какой-нибудь секретный объект или дача кого-нибудь очень важного. Слышал я истории, как вся служба охраны одной дачки гонялась за «клятым пилотом». Если вас поймают, то ничем хорошим это не кончится.

Летая над людьми и постройками, учитывайте тот факт, что подобные полеты на высотах ниже 100 метров запрещены. Любой человек, покой которого вы нарушили, может подать на вас в суд, и будет прав.

Правдивая история: В одной карельской деревне шел торг между бабулей и двумя дюжими мужиками. Предметом оживленного общения была трехлитровая банка с согревающим. В момент свершения акта купли-продажи, над домом пронесся «ирод с мотором». Банка выскользнула из рук ошалевшей бабки и... Не опохмелившиеся вовремя мужики озверели и отправились взимать «страховку от ущерба третьим лицам». К всеобщему счастью, у пилотов был запас спирта «для протирки винтов», коим и опохмелили мужиков.



 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)