"));
Динамик + поток. PDF Печать Email
Автор: Силенко Владимир

Из разговора с начинающим парапланеристом.

  • Вон видишь, поток по реке идет?
  • А почему он по реке ползет, а у склона поднимается?
  • :-)

С удивлением обнаружил, что многие летающие не представляют себе, что есть поток, как устроен и с чем едят.

На сию тему написано много книг. Но буржуи неплохо расписывают свои склоны. Скажем в "Книге термиков" целая глава про Альпы и ни слова о Ветчаке :). С целью исправить сию несправедливость посвящаю эту страничку нашим склонам. А собственно процессы, сопровождающие прохождение потоком склона.

2.gif Классически склоном называют гору, у которой есть наветренная сторона (где динамик) и подветренная, где злой ротор, которым и пугают начинающих парапланеристов.

1.gif Склон, подветренного ротора нет, зато есть вершинный ротор, в поле бояться нечего :).

Сначала немного общей теории

potok.gif рис 1.

potok2.gif рис.2

Итак, слой приземного воздуха на соответствующей подстилающей поверхности прогревается. "Для отрыва теплого воздуха от земли необходима разница температур примерно 2 градуса или больше" (Книга термиков)

Но только разницы температур недостаточно для схода термика. Это пока еще достаточно большая масса воздуха, она "прилипает" к поверхности земли наподобии резиновой "прилипалки", необходимо какое-то внешнее воздействие (триггер), что бы эта масса начала подниматься. Как правило это какое-то препятствие на которое теплый воздух нагоняется ветром: лес, здание, холодный воздух скопившийся над менее теплой поверхностью и т.д

Поэтому, скажем в дни со слабым ветром термики гораздо шире, чем в дни с сильным. (при прочих равных условиях).

potok3.gif

рис. 3

Наткнувшись на триггер вся эта байда устремляется вверх.

potok4.gif рис.4

Типа схематическое изображение потока. Поскольку воздух, поднимаясь не может оставить под собой пустоту, это пространство заполняется воздухом с прилегающих к нему территорий и вытесняемым сверху. Если подсасываемый воздух теплее окружающего - термик продолжает жить, если холоднее (например с реки) - процесс постепенно замедляется и может прекратиться совсем (в дни со слабым ветром и несильными термиками хорошо видно, как потоки "умирают" на середине реки).

Стрелки в потоке показывают движение воздуха в потоке и около него относительно фонового ветра, посему, что бы получить скорость движения воздуха относительно земли к скорости движения воздуха в потоке прибавляем скорость ветра (внизу)

Намеренно нарисовал поток без слива с наветренной стороны. Часто бывает, что его там нет, а в книжках их рисуют везде со сливом со всех сторон. То бишь, слив в нижней четверти как-то обязательно присутствует (зона Е ), но выше и есть не всегда.

Итак, по мере прохождения потока, мы проходим следующие зоны.

A , B Ослабление, стихание или даже попутный (в нашем случае) ветер. Перед потоком, как правило самый сильный нисходящий поток. Все сие вкупе и дает клевок вперед при входе в поток на небольшой высоте. Его лучше своевременно погасить, в сильную погоду это нужно сделать достаточно энергично, поскольку вход в поток может достаточно энергично дернуть купол вверх-назад и если попасть в резонанс, купол отбросит назад (в нисходняк) и можно получить полный срыв потока или каскад сложений.

Ну с ядром потока все понятно, его нужно обкручивать, буквой обозначать не стал. Ежли крутить не стал, или крутил-недокрутил, переходим дальше...

C - Скорость подъема начинает снижаться, зато увеличивается встречный ветер.

D - как раз здесь (и слева от нее, где уже идет нисходняк) наблюдается наибольшее усиление ветра - наша любимая рябь на воде, по которой мы можем видеть поток. На самом деле здесь уже подъем не такой большой, как в центре потока, в котором рябь может быть слабее или отсутствовать вовсе.

E - ну нисходняк, он и в Африке нисходняк. Только в нашем случае он еще сдобрен сильным встречным ветром. Поскольку ветер здесь не меняет направления, то клевок при выходе из потока в эту сторону вызван опускающимся воздухом или просто выходом из зоны поднимающегося воздуха в воздух с отсутствием вертикальной составляющей. Этот клевок не такой сильный, как справа (с подветренной стороны потока).

potok5.gif рис. 5

Перед тем, как перейти к самому главному, следует еще вспомнить, что ветер у склона как бы складывается и над вершиной его скорость в 1,5-2 раза выше, чем скорость фонового ветра.

potok6.gif рис.6

Итак, подошел поток к склону. Ситуация в точках С , D и Е по сути не изменилась.

В точке А , которая переместилась нужно сказать выше, скорость ветра нашем случае составляет 2 м/с, пилот находящийся на высоте над склоном начнет двигаться вперед (мин скорость параплана ок 6 м/с) и вниз, хотя до этого возможно висел на месте. В случае, показанном на рисунке, скорость снижения составит ок 3 м/с (2 нисходняк и ок 1 - скорость снижения зажатого аппарата), что около склона весьма существенно. За 5 секунд, например, теряется 15 метров высоты. Ситуация усугубляется тем, что пока купол не разогнался относительно воздуха, он очень плохо слушается "руля" и иногда вообще нет возможности совершить какой-либо маневр. А если вы висите в 7-10 метрах над деревьями?

Не раз видел развешенные на деревьях парапланы и слышал рассказы о том, что "вдруг потащило вниз".

В точке В ветер сильно ослабеет, стихнет (наш случай), может вообще наблюдаться попутный ветер. Пилот, стоящий на старте с поднятым куполом в любом случае почувствует, как купол потянуло вперед. Этот момент считается лучшим для старта, попадаешь в самое начало потока с максимальной высотой. Правда встреча с термиком здесь достаточно бурная и не стоит забывать, что совсем рядом земля и что она твердая.

potok7.gif рис.7

Но время идет, поток смещается и тут просыпаются те, кто стоял и прикалывался над тем, кто стоял на кромке с куполом :). Их ожидают немного другие расклады.

В зоне старта С возникают роторы, из-за чего сложно поднять купол с площадки за склоном. Зато купол замечательно поднимается со склона. Кто сумел поднять с площадки, или догадался выпереться на склон, сразу попадают в зону хорошего подъема, сопровождающегося правда неслабым усилением (складывается усиление вверху склона (помним рис. 5?) с горизонтальной скоростью потока)

Так же интересно, что непосредственно над пологой частью склона на небольшой (до 30-50 м.) восходящие потоки слабые (могут быть меньше скорости снижения параплана, то бишь, пилот полетит вниз). И хотя мысленно проведенная ось от соответствующей тучи, или от стаи крутящих птиц заканчивается здесь, в зоне динамика подъем значительно лучше.

Интересная ситуация складывается и в зоне D . Здесь мы тоже наблюдаем усиление и хорошие восходящие потоки. Пару раз удавалось выпарить. Справедливости ради нужно отметить, что раз десять силы потока не хватило и пришлось топать с самого низа :(. Да, один раз недооценил скорость усиления в потоке и пролетел спиной вперед вдоль склона, на высоте ок. 2-х метров. Хорошо, успел погасить купол и наверх не выкинуло...

potok8.gif рис. 8

А поток идет дальше ....

Чтобы очутиться в зоне А и В нужно настоящее мастерство :)), а настоящие мастера сии опусы не читают, поэтому рассматривать эти зоны не будем.

Зато типична ситуация, когда пилот, накрутивший в потоке желает вернуться к склону. Итак, пилот, возвращающийся из зоны С выйдя из потока встретит относительно небольшой нисходняк (клевок) и будет двигаться с неплохим (относительно того, кто в зоне D ) качеством, борясь только с фоновым ветром, пока не попадет в нижнюю четверть потока.

Самая изюминка кроется над склоном. Зона D у нас как раз самая горловина воронки. Воздух, замещаяя массы, поднявшиеся в потоке, разгоняется до приличной скорости. Да еще складывается с фоновым ветром. Ну и усиление от динамика.. . Интересна судьба пилота, покидающего поток на приличном расстоянии от перегиба на небольшой высоте. Нисходняк он встречает не сразу, подсасываемый потоком воздух извне еще имеет вертикальную составляющую, которая уменьшается по мере удаления от центра потока. Зато существенно прибавляет горизонтальная составляющая, которая, складываясь с ветром может представлять собой непреодолимый даже на акселераторе барьер. В какой-то момент подъем исчезает и появляется нисходняк, тем меньший, чем ближе к земле, но родную-то скорость снижения параплана никто не отменял. В результате можно осесть где-нить ...

А в это самое время в зоне Е , за счет этого самого подсоса ветер усиливается, возникают условия для динамика, который, поднимает на гораздо меньшей высоте, чем в обычном динамике при такой же силе ветра. Такой динамик закончится, как только поток уйдет дальше. Попытки крутить (сзади вверху наворачивают те кто улетел раньше) могут закончится нехорошо, особенно если попасть в зону усиления над склоном.

Еще раз суммарно. Парапланерист, висящий у склона в динамике, встречая поток, проходит следующие этапы:

  • Перед потоком. Ветер ослабляется/стихает/может быть попутным. Нисходняк, купол потащит к центру потока (клевок вперед). Если поток узкий и сильный уже по этому движению купола легко определить направление центра потока. В этот момент можно поймать ассиметричное или фронтальное сложения.
  • Вход в поток. Заброс купола назад. Довольно часто попадает в резонанс с клевком перед входом в поток. Если наложить на это неумелое пилотирование, именно в этот момент можно отгрести полный срыв потока/негатив, и последующий каскад который будет развиваться в аккурат на границе минусов и плюсов, что добавит свою изюминку в дискотеку.
  • Поток. Горизонтальная скорость ветра в ядре по идее должна совпадать со скоростью фонового ветра.
  • Выход из потока. Плюсы постепенно (иногда резко) становятся минусами. Возможны сложения, но менее вероятны, чем с наветренной стороны.
  • А потом нисходняк и усиление ветра.

Ну и несколько выводов из вышенаписанного:

  1. Для набора высоты поток лучше всего заставать, как только он подходит к склону. Раньше встретишь - выше улетишь. Правда, стартуя в нисходняк перед потоком можно здорово наколоться, натаптывая тропинку, пока другие крутят "твой" поток...
  2. Уходя на малой высоте с потоком (особенно с концом потока) можно к склону и не пробиться.
  3. При сильной термической активности, ( А, верх В по шкале НОАА), даже при несильном ветре, иногда почти в штиль в хвосте потока может сдуть! Такие потоки очень неровные, может не только сдуть, но и сложить.
  4. Если сила потоков настолько велика, что может сдуть, лучше поток встречать подальше от склона (перед склоном), где нет усиления от динамика, а иногда вообще на земле с уложенным крылом.
  5. Если начинает сдувать над кромкой на небольшой высоте следует предпринять следующие шаги:
    • Если поток узкий (видно по размеру ряби на воде) можно попробовать свалить в сторону, если же нет
    • взять направление строго от горы
    • Выжать акселератор.
    • Если полет проходит уже над деревьями - уши складывать не нужно - скорости это врядли добавит, а запас высоты может пригодиться, когда пройдет поток.
    • Приглядеть место для посадки. На тополь, акацию и грушу лучше не садиться, береза, верба предпочтительней.
  6. Крутить "хвост" потока практически бесполезно. Максимум - повисеть в динамике.
  7. В термичную погоду лучше держаться подальше (повыше) от деревьев, особенно если подходит поток.

Все написанное выше не догма, а предмет обсуждения

Кой че наковырял в Книге термиков. Чуть не в тему конечно, но знать нужно.

066_1m.jpg 066_2m.jpg

067_1m.jpg 067_2m.jpg Книга термиков, стр 66.

Данная статья с небольшим редактированием взята с сайта www.paraplannn.narod.ru , с любезного разрешения Новгородских коллег.

Автор Николай "Летун"

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)